Категории раздела | ||||
---|---|---|---|---|
|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Форма входа |
---|
Поиск |
---|
|
Друзья сайта |
---|
|
Главная » Статьи » Историческая публицистика |
А НАЧИНАЛОСЬ ЭТО ТАК… 23 апреля 1932 года было принято решение о строительстве Чирчикского электрохимического комбината и двух Чирчикских ГЭС. Исполнений этого решения возлагалось на вновь созданное государственное строительное управление "Чирчикстрой", начальником которого был назначен Д. П.Розит. "Чирчикстрой" являлся крупной комплексной стройкой, имеющей огромное народнохозяйственное значение, связанной прежде всего с проблемой мощного подъема хлопководства. Чтобы повысить урожайность хлопчатника в условиях посадки на лессовых почвах в Средней Азии азотные удобрения крайне необходимы. На тот момент страна покупала эти удобрения за границей и платила за каждую тонну по 450 рублей золотом. "Чирчикстрой" открывал широкую перспективу развития энергетической базы. Строительство на реке большой плотины и ГЭС, регулирование вод Чирчика, в свою очередь, разрешало еще одну важную задачу - улучшение водоснабжения Ташкентского оазиса, орошение и освоение более 200 тысяч гектаров новых земель. Осуществление плана работ на реке Чирчик в те годы было трудной задачей: по объему земляных и железобетонных работ строительство превосходило Днепрострой, Беломорстрой и Кузнецкстрой: "Чирчикстрой" находился далеко от центров снабжения стройматериалами, механизмами и квалифицированной рабочей силой. И последнее - Чирчикский электрохимкомбинат (ЧЭХК), в отличие от всех азотных заводов страны, должен был производить азотные удобрения на основе добычи водорода методом электролиза воды. Опыта подобного производства в стране в те годы не было.. Между тем необходимость сооружения азотного комбината, основанного именно на методе электролиза воды, объяснялось двумя причинами: отсутствием в Средней Азии достаточных запасов высококачественного коксующегося угля и наличием богатых гидроэнергетических ресурсов. В июне 1932 года на пустынный берег Чирчика прибыли первые отряды строителей-добровольцев. Вот как описывал приезд первых строителей Чирчика ветеран "Чирчикстроя" Хаким Шакиров: "Пыльная проселочная дорога вела от Ташкента до стройки. Автомашины с людьми и грузами из-за плохой дороги не могли пробраться до кишлака Киргиз-Кулак, где расположились первостроители... Проехали село Троицкое. Шофер объявил, что машина дальше идти не может. Мы пешком пришли в кишлак Киргиз-Кулак ~ маленький, состоящий из нескольких глиняных кибиток. Вокруг была степь, поросшая бурьяном да колючками". Одними из первых на стройку прибыли Т.Ташходжаев, К.Александрович, Ф.Антонова, М. Раджапов, П.Егоров. Следом за молодыми энтузиастами стали приезжать кадровые рабочие из Ташкента, дехкане и чабаны из окрестных кишлаков. Через два месяца на стройке насчитывалось около двух с половиной тысяч человек. Много трудностей ожидало первых строителей. К концу' августа 1932 года только треть из них жила в палатках и кибитках Киргиз-Кулака, остальные - под открытым небом. Не хватало кроватей и топчанов, люди спали на земле. Низкие берега бурной речки изобиловали болотами, заглохшими протоками, озерами. В первый же год малярией переболело немало строителей. К началу работ "Чирчикстрой" имел 600 лошадей и 96 подвод и только концу 1932 года получил несколько автомашин, тракторов и экскаваторов. Бездорожье, нехватка транспорта затрудняли своевременную доставку продуктов питания, строительных механизмов. Эти трудности не останавливали строителей. Сознавая сложность начатого дела, охваченные пафосом грандиозного созидания и радостью первооткрывателей, они прокладывали дороги, сооружали бараки под жилье, в мешках таскали и камни, босыми ногами утрамбовывали бетон и месили глину. Первый барак - общежитие в Киргиз-Кулаке строилось в свободное от работы время. В трех секциях жили 56 парней и 35 девушек. В средней комнате устроили читальный зал. Барак стал квартирой и любимым местом отдыха молодежи. Именно в этом бараке 6 ноября 1932 года состоялось молодежное собрание строителей. "Чирчикстрой" стал для молодых рабочих настоящей школой трудовой закалки. Их профессионализм, стойкость, упорство не раз проверялись в чрезвычайных ситуациях. …Весенней ночью селевые воды, устремившиеся по Акташ-саю, нахлынули на сооруженную перемычку, провали ее. Вода неслась с гор с грохотом и шумом, прокрадывалась к отстойнику, где скопилось довольно много техники - насосы, экскаваторы и другие строительные механизмы. Стихия наступала, сметая все на пути. Люди поднялись по тревоге. Леденящий дождь пробивал насквозь, ветер пронизывал холодом и валил людей. Ни Клавдия Цибулина, которая после института приехала сюда и возглавляла один из участков строительства Головного узла, ни другие специалисты не знали устройства и методов установки древних узбекских мелиоративных конструкций - сипаев. Тогда она решила обратиться к местным жителям, пошла в горный кишлак Сайлык и призвала стариков-дехкан и мирабов, работавших ранее по укреплению берегов реки Чирчик. При их помощи находившиеся в воде сипаи были укреплены и поставлены дополнительные. Они выдержали бурный ледниковый паводок. Таких инициативных, смелых на стройке было много. ... В 1932 году в Чирчикской долине очень рано начались холода. В ноябре выпал первый снег. Срочно заканчивали строительство жилья, но не хватало леса. Его привозили окольными путями из кишлака Кошкур-ган, который находился на противоположном берегу реки. Окольный путь составлял - 30 километров. Молодые строители проявили находчивость и организовали переброску леса через реку. Работая в ледяной воде, они переправляли строительные материалы с одного берега на другой. Свирепствовала малярия. Она валила строителей в постель, часто срывала графики работ. В 1932 году была организована специальная бригада по уничтожению малярийного комара. Одновременно с обработкой водоемов химикатами велось массовое лечение и профилактика. Совместными усилиями специальной бригады и врачей уже через год заболеваемость малярией снизилась, а к 1935 году с малярийным комаром покончили окончательно. Болезнь отступила. 7 ноября 1932 года участники митинга переименовали кишлак Киргиз-Кулак в поселок Комсомольский, а строящаяся здесь Чирчикская ГЭС получила наименование - Комсомольская. 1934-1935 годы были периодом завершения подготовительных и развертывания основных строительных работ. 15 сентября 1934 года открылось регулярное железнодорожное сообщение между Ташкентом и "Чирчикстроем", в результате чего улучшились перевозки строительных материалов, машин, оборудования и продуктов питания. В 1935 году "Чирчикстрой" получил 6483 вагона стройматериалов и механизмов. Стройка имела уже около 30 собственных паровозов и 300 вагонов, свыше 100 машин и экскаваторов. День 14 мая 1935 года стал знаменательным днем для чирчикстроевцев. В этот день старое русло бурной реки Чирчик в районе Газалкента было перекрыто перемычкой, а ее воды потекли по обводному каналу. Дно своенравной реки стало меси том постройки плотины и других объектов Головного сооружения. РОЖДЕНИЕ ГОРОДА Неотъемлемой частью "Чирчикстроя" было рождение нового города. Строители приняли активное участие в обсуждении проектов, планировки и застройки. Вместе с проектировщиками, архитекторами, строителями решала, где лучше строить город, как создать наиболее благоприятные жилищно-бытовые и культурные условия для его населения, типы построек и многие другие вопросы. О месте строительства города существовали два мнения. По одному предлагалось строить город на так называемой нижней террасе правого берега реки Чирчик, по второму - на правом, возвышенном. Большинство высказалось за второе предложение. Новый проект, который лег в основу планировки и застройки города, был разработан в 1934-1935 годах. В его разработке приняли участие архитекторы Г. М. Орлов, П.Д.Тараканов. В. А. Лавров, Т. В. Варенцов и другие. Объекты "Чирчикстроя" раскинулись на многие километры по реке. Некоторые строительные участки находились в десяти, двадцати и больше километрах, от города. В этих условиях размещать строителей в одном жилом центре было неразумно хотя бы из-за отсутствия транспорта, необходимого для доставки рабочих на стройучастки и после окончания дня - к месту жительства. Исходя из этого, для размещения строительных рабочих непосредственно в районах стройучастков воздвигались поселки с временными жилыми и другими помещениями. Рабочими поселками становились и благоустроенные старые кишлаки, находившиеся вблизи строительных участков. Город сооружался для тех, кому предстояло работать на электрохимкомбинате и гидроэлектростанции, и членов их семей. Поэтому строительство жилищ и культурно-бытовых объектов следовало закончить к моменту пуска этих предприятий. Так, на участке строительства ГЭС-1 возникли поселки Нижний и Верхний Комсомольские, а в районе железнодорожной станции и строительства электрохимкомбината - поселок Бозсу. Рядом с ремонтно-механическим и опытным заводами вырос поселок Административный, а всего в районе "Чирчикстроя" возникли 10 рабочих поселков. Все они были электрифицированы и радиофицированы, и в некоторых проложены водопроводная и канализационная сети. Все 10 рабочих поселков только в одном случае представляли собою единое целое: все они входили в систему "Чирчикстроя". Однако в административно-территориальном устройстве они были разобщены и административные в них функции осуществлялись сельскими Советами по территориальному признаку. 27 апреля 1934 года Президиум ЦИК Узбекистана принял постановление об образовании на территории "Чирчикстроя" поселкового совета городского типа. 27 апреля 1935 года было принято решение о преобразовании поселкового совета "Чирчикстроя" в Чирчикский городской совет. Поэтому официальным днем рождения города принято считать 1 мая 1935 года. В территорию города вошли районы строительства основного города, поселки Нижний Комсомольский, Бозсу и Административный. На географических картах 1935 года Чирчик еще не значился. Картографы не поспевали за развитием событий. Но город день ото дня писал свою летопись, в которой немало ярких страниц. | |
Просмотров: 2453 | Комментарии: 22 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 4 | |||||
| |||||