Обычай поминать усопших встречается уже в Церкви
ветхозаветной (Чис. 20, 29; Втор. 34,8; 1 Цар. 31, 13; 2 Макк.
12, 43). В Церкви христианской этот обычай известен
с самых древних времён. В древних литургиях,
дошедших до нас, встречаются молитвы и за
усопших. С особенною ясностью о поминовении
усоп-ших упоминают Постановления Апостольские.
Здесь находим как молитвы за усопших при
совершении евхаристии, так и указания на дни, в
которые особенно прилично поминать усопших,
именно: третий, девятый, сороковой и годовой – в
том же значении, какое им придаёт Церковь и в
настоящее время. Отцы и учителя Церкви
последующего времени, изъясняя смысл
поминовения усопших и показывая истинный образ
его в молитвах, совершении бескровной жертвы и
милостыни, часто свидетельствуют, что
поминовение усопших есть апостольское
установление, что оно соблюдается во всей Церкви
и что литургия за умерших или принесение о
спасении их бескровной жертвы есть самое сильное
и действительное средство к испрошению усопшим
милости Божией.
Святая Церковь возносит непрестанные молитвы об
отошедших отцах и братьях наших при всяком
Бого-служении и особенно на Литургии. Но, кроме
того, Святая Церковь творит в определённые
времена особое поминовение всех от века умерших
отцов и братьев по вере, сподобившихся
христианской кончины, равно и тех, которые,
застигнутые внезапной смертью, не были
напутствованы в загробную жизнь молитвами
Церкви. Совершаемые при этом панихиды называются
вселенскими.
Кроме общего поминовения, совершается частное
поминовение каждого усопшего в отдельности. Для
поминовения новопреставленных Церковь
назначает первые сорок дней со дня смерти, находя
в этом числе, по указанию Святого Писания,
достаточный срок для очищения от грехов и
умилостивления Бога (Быт. 7, 12; Числ. 14, 31-34; ср. Мф. 4,
2). Кроме того, из этих сорока дней особенно
посвящаются молитве за усопших дни – третий, в
воспоминание воскресшего в этот день Спасителя,
девятый – по благочестивому желанию Церкви,
чтобы дух усопшего был причислен к девяти чинам
ангельским, и сороковой – по ветхозаветному
примеру оплакивания Моисея израильтянами в
продолжении сорока дней и по сближению этого дня
с днём вознесения Господа. Наконец, поминовению
усопшего посвящается годовой день смерти, день
рождения и именин в том смысле, что умерший жив и
бессмертен по духу и некогда совершенно
обновится, когда Господь воздвигнет самоё тело
его. Св. Макарий Александрийский некогда
спрашивал сопровождавших его по пустыне ангелов:
«Когда отцам предано совершать в церкви
приношение Богу за усопшего в третий, девятый и
четыредесятый день, то какая из того происходит
польза душе преставившегося?». Ангел отвечал:
«Бог не попустил ничему быть в Церкви Своей
неблагопотребному и неполезному; но устроил в
Церкви Своей небесныя и земныя таинства и
повелел их совершать.
Когда в третий день бывает в церкви приношение,
то душа умершего получает от стрегущаго её
ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от
разлучения с телом; получает потому, что
славословие и приношение в церкви Божией за неё
совершено, от чего в ней рождается благая
надежда. Ибо в продолжении двух дней позволяется
душе, вместе с находящимися при ней ангелами,
ходить по земле, где хочет. Посему душа, любящая
тело, скитается иногда около дома, в котором
разлучилась с телом, иногда около гроба, в
котором положено тело; и таким образом проводит
два дня, как птица, ища гнезда себе. А
добродетельная душа ходит по тем местам, в
которых имела обыкновение творить правду. В
третий же день Тот, Кто воскрес из мёртвых,
повелевает, в подражание Его воскресению,
вознестись всякой христианской душе на небеса
для поклонения Богу всяческих. Итак, благое
Церковь имеет обыкновение совершать в третий
день приношение и молитву за душу.
После поклонения Богу повелевается от Него
показать душе различные и приятные обители
святых и красоту рая. Всё это рассматривает душа
шесть дней, удивляясь и прославляя Создателя
всего – Бога. Созерцая же всё это, она изменяется
и забывает скорбь, которую имела, будучи в теле.
Но если она виновата в грехах, то при виде
наслаждений святых начинает скорбеть и укорять
себя, говоря: увы мне! Сколько я осуетилась в том
мире! Увлекшись удовлетворением похотей, я
провела большую часть жизни в беспечности и не
послужила Богу как должно, дабы можно было и мне
удостоиться этой благодати и славы. Увы мне,
бедной!.. По рассмотрении же в продолжении шести
дней всей радости праведных она опять возносится
ангелами на поклонение Богу. Итак, хорошо делает
Церковь, совершая в девятый день службы и
приношения за усопшего.
После вторичного поклонения Владыка всех
повелевает отвести душу в ад и показать ей
находящиеся там места мучений, разные отделения
ада и разнообразные мучения нечестивых, находясь
в которых, души грешников непрестанно рыдают и
скрежещут зубами. По этим различным местам мук
душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и
самой не быть осуждённой на заключение в них. В
сороковой день опять она возносится на
поклонение Богу; и тогда уже Судия определяет
приличное ей по ея делам место. Итак, правильно
поступает Церковь, делая поминовение в сороковой
день об усопших и принявших крещение». «Упокой,
Господи, души усопших раб Твоих!». |